Водный транспорт в жизни селькупов

Водный транспорт в жизни селькупов имел большое значение. Селькупы широко пользовались долбленками – ветками с прямыми распорками и ветками больших размеров, имевших долбленое днище и широкие надставные борта.

Ветка – русское название небольшого челнока, долбленого из целого дерева. Это наиболее простая форма лодки. Долбленка длинной от 4 до 7 м. и шириной от 50 до 90 см. выдалбливалась из ствола кедра, осины и имела 10 поперечных распорок для прочности и сохранности формы.

Селькупское название лодки-долбленки – анты, лодки – алако.

Лодка долбленка - ветка

Селькупы изготовляли ветки весной, в конце мая. Из кедра и – редко – из осины, сосны. В обработку шло сырое, только что срубленное дерево без сучков. Глубина ветки рассчитывалась исходя из народной меры: на полный обхват (ти), два обхвата (щиты ти), три обхвата (некыр ти).

С бревна снимали кору, обтесывали топором переднюю (носовую) часть (антын укы) и корму (антын чипы). Затем вырубали углубление при помощи тесака (корсан) и топора (пичи). Тесаком вырубали продольный паз шириной 30-35 см. и вычищали его. Затем доводили дно и стенки до заданной толщины. Чтобы не нарушалась целостность боков и дна, на равном расстоянии друг от друга сверлили отверстия, в которые ровными рядами вставляли шпеньки (типы), по длине соответствующие предполагаемой толщине бортов и дна. Заготовка обрабатывалась тесаком до тех пор, пока не показывались концы вбитых шпеньков.

Шаблон для изготовления шпенек (типы - сельк.)

Затем разводили костер, строили две пары козел и на них, около костра наклонно устанавливали ветку, заливали ее водой, пропаривали, поворачивая и медленно расширяя.

После этого между бортами ветки вставляли упоры, все время, увеличивая их длину. Так ветку разводят до нужной ширины. Затем окончательно ставят поперечные распорки (таты), отделывают носовую часть, корму и сглаживают рубанком (мирсан) все неровности. Если есть небольшие трещины или сучки, то ветка смолится, после чего она готова к использованию.

Концы ветки в носовой и кормовой части туго завязывали корнем кедра, чтобы не треснули.

Хомич Л.В., Ириков С.И., Аюпова Г.Е.,
"Тазовские селькупы": Очерки традиционной культуры/
Под ред. канд. ист. наук Л.В. Хомич. -

СПБ.: филиал изд-ва "Просвещение", 2002 г.