Зал «Русский заполярный город Мангазея»

Главной достопримечательностью Красноселькупского района является памятник археологии и этнографии 17 века «Городище Мангазея». Находится этот памятник в 160 км от Красноселькупа вниз по течению реки Таз на высоком правом берегу у впадения речки Мангазейки (в древности Осетровка). Мангазея – первый русский Заполярный город.
С середины 14 века поморы стали проникать за камень, т.е. за Уральские горы. Здесь на реке Таз они основали небольшое промысловое зимовье, добывали пушнину, ценные породы рыб.
 Морской путь на Север открыли поморы (поморы потомки древних новгородцев, жители Архангельска и побережья Белого моря). Они издавна занимались рыболовством, торговым мореплаванием и судостроением. На парусных судах кочах они посещали полярные земли и острова.
В настоящее время городище Мангазея считается археологическим памятником федерального значения. Здесь производятся раскопки. Археологи находят новые артефакты – свидетельства жизни некогда великой златокипящей Мангазеи.
Зал «Традиционной культуры тазовских селькупов»

Ранее селькупы проживали в Саяно-Алтайском нагорье – Томске,   они назывались южными селькупами. Основным видом их деятельности было коневодство, кузнечное дело, землепашье, разводили домашних животных. Существовало большое количество различных княжеств. Затем в результате войн, нападений на княжества, многие были вынуждены уйти с обжитых мест. И они отправились на север по реке Обь. Здесь им пришлось столкнуться с культурой северных народов – ханты, ненцы, коми, и перенять часть их культуры. 
Основной вид деятельности, род занятий селькупов определяет их место проживания: рыбалка, охота, собирательство (ягод, кедровых шишек, грибов). 

 

 

 

 

 

 
Зал «Религиозные представления народов Севера»

 
Шаманизм — религиозные верования человечества. Для идеологии шаманизма характерны одушевление или оживотворение всего окружающего мира, населенного духами, представления о всеобщей взаимосвязи в природе (включая и людей).
Шаман посредник между людьми и божествами (духами). Задачи шамана: испрашивать у богов и духов благополучия и здоровья, обильного потомства людям и животным, удачи в промыслах, защиты от бед, исцеления сородичей от болезней. Шаманы должны также провожать души умерших в иной мир, служить богам и духам, добиваясь их благосклонности. Своих целей шаман достигал при содействии духов-помощников, без которых он был бессилен. Его избирали и наделяли особыми свойствами духи-покровители, благодаря им он общался со сверхъестественными существами и посещал иные миры.
Зал «Истории Красноселькупского района»

Район прошел большой путь становления, социального и экономического развития. В ряде мест уже начинали создавать родовые Советы. В частности по инициативе В.В. Сидельникова они возникают по рекам Таз и Турухан. В декабре 1930 года на советском Севере были образованы 9 национальных округов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР в августе 1944 года была образована Тюменская область. Территория Красноселькупского района, входившая ранее в состав Красноярского края, стала частью Тюменской области. 10 августа 1944 года считается днем образования района.
Зал «Сталинская железнодорожная стройка № 503 «Пур - Игарка»

 

        503-я стройка – строительство участка железной дороги Пур – Игарка, Приполярной железнодорожной магистрали Чум - Салехард – Игарка, приходится на период с 1949 по 1953 годы.  В строительстве железной дороги были задействованы заключенные. На территории Красноселькупского района, был построен поселок вольнонаемных Долгий, депо «Таз», и в 7-9 км. от Долгово на восток находился лагерь заключенных. 

Зал «Быт»

 

 
 

 

.